Кредит для малого и среднего бизнеса

Во всем мире малый бизнес являет собой движущую силу экономики, основу стабильного среднего класса в стране. Признание этого факта, а также того, что без поддержки государства в данном вопросе банковский сектор не обойдется, во многом повлияло на выбор новым руководством страны защиты и поддержки малого и среднего бизнеса в качестве одного из стратегических приоритетов государственной политики. Доля малого бизнеса в национальной экономике России на сегодняшний день не превышает 20-25 процентов, в то время как во всех экономически развитых странах она составляет не менее 40 процентов, что обуславливает необходимость финансовой, правовой, консультационной поддержки малых предприятий.

Краткий обзор рынка кредитов для бизнеса

В 2007 году объем рынка кредитования данного сектора вырос на 80 процентов, и, тем не менее, по уровню выдачи кредитов малому и среднему бизнесу РФ находится на 148-м месте. То, что малые и средние предприятия нуждаются в средствах на развитие своего бизнеса, осознают не только банки федерального масштаба, но и региональные банки, многие из которых уже начали реализовывать собственные кредитные программы в данном направлении. Условия становятся более привлекательными, процедура оформления и выдачи кредита упрощается: если еще несколько лет назад средняя ставка по кредитам для небольших предприятий составляла порядка 30-35 процентов годовых, то в настоящее время она находится на уровне в 18-22 процентов. Кроме того, гораздо разнообразнее стали сроки, суммы, способы обеспечения возврата кредитов; банки предлагают новые продукты, ориентированные, прежде всего, на потребности заемщика и требования рынка.

Основные проблемы, возникающие при кредитовании малого и среднего бизнеса

Одной из основных проблем является низкое качество и непрозрачность бухгалтерской отчетности предприятий, а также умышленное сокрытие полной информации (в первую очередь, об имеющихся долгах). Примерно в половине случаев отчетность не отражает реального финансово-экономического состояния деятельности предприятия. Зачастую заемщик не отдает себе отчета, что первой и главной жертвой в такой ситуации выступит его собственный бизнес: значительное увеличение долговой нагрузки приведет к ухудшению финансовых показателей деятельности предприятия. В то время как в ряде банков практикуется возможность индивидуального рассмотрения финансового положения компании и разработка более гибких условий погашения кредита. Вторая проблема – нехватка надежных залогов. Следует, однако, отметить, что в последнее время требования к залогу становятся менее строгими. В качестве залога банки принимают квартиры или жилые дома с земельным участком, а залогодателем может выступать как учредитель (генеральный директор), так и третье лицо. У ряда банков стали появляться также стандартные кредитные продукты для данной категории клиентов, которые предоставляются без залога. Тем не менее, для большинства банков при определении процентной ставки немаловажным фактором является ликвидность залогового обеспечения: чем ликвиднее залог, тем дешевле обойдется кредит. Следующая проблема, с которой сталкиваются многие предприниматели, планирующие начать собственный бизнес, это то, что не каждый банк возьмется за кредитование нового предприятия. Такой бизнес в банковских кругах принято называть «старт-ап». Обычно банк начинает свою работу с клиентом с анализа риска и финансовых показателей прошлых лет. Если же это «старт-ап», то потенциальному клиенту просто нечего предоставить банку для анализа. В таких ситуациях клиенты зачастую используют средства банка, не сообщая ему о целях кредитования, например, руководители предприятий оформляют кредиты как физические лица, т.е. по средством механизмов потребительского кредитования. Для погашения таких кредитов они в последствии будут вынуждены изымать денежные средства из оборота и обналичивать их. Еще одним проблемным этапом в получении средств на развитие бизнеса является составление качественного бизнес-плана. Прежде чем идти в банк, предприниматель должен изучить сегмент рынка, в котором он планирует работать, оценить свои возможности и нужды, чтобы сформировать максимально реалистичный и адекватный условиям рынка бизнес-план. Зачастую именно невысокая финансовая грамотность владельцев малых предприятий, неумение четко сформулировать свои потребности в финансировании и достойно представить свой бизнес приводит к получению отказа со стороны банка.

Последние веяния

Одним из направлений, развитие которого интенсивно стимулируется в настоящий момент властями, является микрофинансирование малых предприятий. На данный момент в столице уже разработана концепция развития микрофинансирования для предприятий, где работает не более 15 человек. Концепция рассчитана на два ближайших года и предполагает создание специально ориентированных программ финансовой поддержки для начинающих предпринимателей и формирование их кредитных историй уже в качестве бизнес-субъектов, а не физических лиц. Осуществляться микрофинансирование будет по ставке порядка 20 процентов годовых. Сроки выдачи определены как один-два дня, а сроки погашения будут колебаться в районе 5-6 месяцев. Наиболее активно за развитие кредитования малого и среднего бизнеса в этом году взялся Сбербанк, предлагающий на данный момент одни из самых выгодных условий. С первого сентября он увеличил максимальные сроки залогового кредитования с трех до пяти лет, а беззалогового – с полутора лет до двух. Кроме того, под категорию «малый бизнес» сейчас подпадают все предприятия с годовой выручкой до 150 млн. рублей против обозначенных ранее 60 млн. рублей. Используя свое основное преимущество – региональную сеть – Сбербанк планирует развивать работу специализированных центров развития малого бизнеса, которые помимо стандартных услуг (открытие и ведение счетов, расчетно-кассовое обслуживание, кредитование) будут заниматься оказанием и консалтинговых услуг для своих клиентов.